Предварительная работа: чтение сказки «Дождик», разучивание
русских народных потешек, беседа по стихотворению А. Барто «Зайка», наблюдения
на прогулке за сезонными изменениями в природе.
Материал и оборудование:
Раздаточный материал:
- комплект для экспериментирования
по количеству детей: тарелочки, губка, стаканчики с водой, тазики, салфетки для
рук;
- комплект для рисования по количеству
детей: кисточка. Маленькая посуда с краской, подставка для кисточки, баночка
для мытья кисточки, ½ альбомного листа с нарисованным облаком
Ход.
Дети вместе с воспитателем слушают
аудиозапись и отгадывают ее.
Воспитатель: Сегодня мы с вами будем разговаривать о дожде.
- А, давайте послушаем загадку и
отгадаем кто же это?
(Звучит аудиозапись «Шум дождя», дети
отгадывают)
Воспитатель: дождь.
- Ребята, а вы знаете, откуда берется
дождик?
Дети: (С неба капает. Из тучки
берется.)
Воспитатель: Правильно, из тучки. А вы
знаете, как он появляется в тучке?
Дети: (Нет)
- Сейчас мы узнаем тайну волшебного
дождя. Я приглашаю вас к столам (Дети подходят к столам, на которых стоят
тарелочки с губками, стаканы с водой и тазики).
- Ира «Скажи, пожалуйста, что у нас на
тарелочках?».
Ира: Губки.
Воспитатель: Правильно. А теперь посмотрите и
скажите, на что похожа губка?
Дети: (Кирпичик, на тучку).
Воспитатель: Правильно, молодцы! Она похожа
на тучку. А тучка состоит из капелек. Сожмите ее и посмотрите, течет из «тучки»
водичка или нет? (Дети берут губку-тучку и сжимают в руке).
Воспитатель: Почему не идет водичка?
Дети: (Нет в ней водички, губка
сухая).
Воспитатель: Правильно, губка-тучка сухая. В
тучке очень-очень мало капелек собралось и, поэтому, дождик не идет. Положите свою
тучку в тазик. Возьмите стаканчик и вылейте воду на вашу губку-тучку.
Чтобы помочь тучке пропитаться водой, нажмите на нее пальчиками. Ребята, а что
произойдет, если мы поднимем и отожмем тучку?
Дети: (Ничего не произойдет; начнет
капать вода).
Воспитатель: А давайте проверим. Поднимите
свою тучку-губку и отожмите (Дети проверяют свои предположения опытным
путем).
- Посмотрите, как много капелек воды
собралось в губке. Вот так, ребята, соберутся капельки вместе в тучке, а когда
им там становится тесно, убегают из тучки на землю, падают в виде
дождика. Вот так мы и узнали, какие тайны хранит волшебный дождик.
(Воспитатель обращает внимание на
мольберт, где нарисован образец)
Воспитатель: Смотрите, какая тучка появилась
и из нее идет дождик.
- Как капает дождик?
Дети: (Сверху, из тучки)
- А на этом листочке тучка, но нет
дождика. Давайте нарисуем дождик.
Но сначала проведем физминутку.
Дождь
Капля - раз, капля
- два, (Хлопки руками на каждое слово.)
Очень медленно
сперва,
А потом, потом,
потом – (Бег.)
Все бегом, бегом,
бегом.
Стали капли
поспевать, (Хлопки руками на каждое слово.).
Капля каплю
догонять.
Кап-кап, кап-кап. (Свободные движения пальчиками.).
Зонтики скорей
раскроем, (Соединить руки над головой. .)
От дождя себя
укроем.
Воспитатель: А теперь, ребята, присаживайтесь на
стульчики и мы с вами нарисуем дождь (Дети садятся за столы, на которых
приготовлены кисточки, краски, ½ альбомного листа бумаги. На лист бумаги
заранее приклеена синяя тучка).
Воспитатель: Ребята, что вы видите на своем
листочке?
Дети: (тучка).
Воспитатель: Правильно, тучку. А теперь все
возьмите кисточку тремя пальцами возле железной юбочки так, чтобы она
находилась в вертикальном положении. Аккуратно набираем краску синего цвета на
кисть и прикладываем кисть всем ворсом к бумаге. Дождь падает сверху, поэтому
начинаем рисовать сверху-вниз в медленном темпе. (Воспитатель на мольберте
рисует дождь).
Воспитатель: А теперь давайте попробуем
нарисовать дождик на своем листочке сухой кисточкой. Попробовали. Тогда
набираем краску на кисточку и начинаем рисовать. А какого у нас цвета будет
дождик?
Дети: (синего)
(В ходе работы воспитатель помогает
детям)
Воспитатель: (В конце работы выносит
тучку) Посмотрите, наша тучка повеселела и улыбается и она хочет
посмотреть, какой дождик у нас получился. Тучке понравились ваши
рисунки. Посмотрите, ребята, на свои рисунки. У вас получилась
замечательная картина природы! Молодцы!
- А теперь, скажите-ка мне, какую
тайну дождя мы раскрыли с вами вместе?
- Откуда берется дождик?
Дети: (дождик
берется из тучки)
Воспитатель: Правильно!
И давайте свои рисунки мы подарим тучке.
Проводятся несколько игр с Дождиком и отгадываем загадки
Загадки веселой капельки
1)Нету ног и нету
рук…
По асфальту стук да стук.
2)Если Солнце не
смеётся,
Что с небес на землю льётся?
3)Над тобою, надо
мною
Пролетел мешок с водою,
4)Наскочил на дальний лес –
Прохудился и исчез.
5)Если плачу – не
беда,
Вместо слёз течёт вода.
Я такой плакучий
Из-за серой тучи.
6)Брызгает, как из душа,
Из тучек теплая вода,
Всё вокруг польет,
Кто работал? …
Воспитатель: Молодцы,
ребята! Хорошо поиграли.